МОЩНОСТЬ В БОРЬБЕ С ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ
Соблюдение плана полета имеет значение не только при регулярной эксплоатации воздушных линий, но и в связи с военными операциями. Бестолковый Джо не может представить себе, почему военные самолеты, вылетающие с разных баз, часто должны встречаться в одно время и в одном и том же месте в воздухе. Но военный летчик должен уметь являться на такие воздушные свидания с такой же точностью, словно это было бы свиданием, назначенным с друзьями на углу такой-то улицы.
Рис. 217. Этот рисунок, относящийся к самолетам любого типа, содержит важные указания относительно времени, расстояния и мощности мотора. Примите эти указания к сведению, так как когда-нибудь они могут
вам пригодиться.
Нижние кривые показывают вам, что как в транспортных, так и в военных перелетах вы напрасно будете стараться нагнать опоздание, повышая мощность своего мотора. Это особенно справедливо для очень небольших расстояний. Другими словами, скорость любого самолета во время небольшого перелета имеет сравнительно малое значение вследствие того, что много времени затрачивается на необходимые маневры на аэродроме. Единственное, что позволило бы вам сэкономить сколько-нибудь значительное время, это — огром-
ное увеличение скорости. Весьма вероятно, что это увеличение потребовало бы гораздо большей мощности, чем может развить мотор. Даже если бы вам и удалось развить такую скорость, это было бы вредно для мотора, а потому непрактично.
Верхние кривые показывают влияние нагона опоздания на мощность в зависимости от длины перелета. На очень больших дистанциях вы можете нагнать незначительное опоздание, несколько форсируя ваш мотор, так как теперь регулирование мощности допускает известную гибкость.
Рис. 218. Эта диаграмма показывает соотношение между мощностью и временем полета на любое расстояние. Заметьте, что при перелете длиной в 640 км (400 миль) высота полета не имеет практически никакого влияния на время полета. Это опровергает распространенное мнение, будто бы большая высота полета более выгодна при полетах по расписанию с промежуточными посадками. Дело в том, что время, потерянное на набор высоты, примерно возмещается выигрышем времени при снижении, так что общая продолжительность перелета остается без изменений независимо от высоты полета, если только нет ветра. Влияние высоты полета в смысле экономии времени не заметно, пока длина вашего перелета не достигнет 1100—1300 км или больше.
Нормальный диапазон изменений мощности для обеспечения полетов по расписанию составляет в настоящее время 50—70%. Этот диапазон крейсерской мощности, вероятно, сохранится как нормальный рабочий диапазон на воздушных линиях. В настоящее время возможность выигрыша (нагона опоздания) или потери времени посредством изменения мощности мотора ограничена пределами примерно ±10 мин. на перелете длиной в 640 км (400 миль). С этим согласен даже бестолковый Джо.
Рис. 219. Эти кривые показывают минимальное время, в которое может быть совершен перелет, при использовании максимальной допустимой крейсерской мощности при различных ветрах (вы можете получить эти кривые из кривых, приведенных на рис. 218, путем простого арифметического расчета). Сравнивая рис. 218 и 219, вы увидите, что для определения наивыгоднейшей высоты полета при данном комплексе условий тщательный анализ изменений ветра с высотой гораздо важнее учета мощности мотора. Используя на перелете в 640 км, аналогичном рассмотренному нами, ветер вместо повышения мощности мотора, вы можете нормально выиграть 40 мин. вместо десяти. Другими словами, вы можете гораздо точнее выдерживать время по плану на данном перелете, если произведете тщательный анализ ветров на высотах и будете соответственно регулировать крейсерскую мощность мотора.
Последние два рисунка помогут вам составить разумный план для перелета на любое расстояние на самолете любого типа, при условии, если данные, приведенные в этих диаграммах, подходят к вашему самолету. Длина намеченного перелета в километрах будет вам известна, и, анализируя сведения о ветрах на высотах, вы можете получить крейсерскую составляющую ветра на различных высотах и выбрать высоту полета, учтя все прочие условия вашего полета. Из рис. 219 вы можете получить минимальное время, необходимое для совершения перелета; если же вы не интересуетесь минимальным временем, а хотите выдержать расписание, рис. 218 укажет вам необходимую для этого мощность.
Летая по приборам, существенно важно
действовать обдуманно, хладнокровно и
планомерно.